Собаки «эпохи совершенства» VS современные собаки
Начиная с прошлого года, в официальном журнале AKIHO стали появляться критические статьи уважаемых бридеров о состоянии современного поголовья Акита Ину. Так, большой резонанс в Европе вызвала статья г-на Косуке Кавакита о проблемах в окрасе современных Акита Ину. Статьи носят дискуссионный характер и не отражают официальной точки зрения кого-либо, кроме автора… Однако, следует заметить, что бридеры, опубликовавшие свою точку зрения, являются старейшими и заслуженными Акитаводами и Акитоведами.
Ниже, предлагается статья Масами Кагами – пожалуй, самого старого и самого именитого бридера из ныне живущих… От далеких послевоенных лет и до начала нового тысячелетия, он был на одним из немногих, кто определял направления движения породы. Он был одним из трех К (Кагами, Канбе, Канеко), чьим инициалом названа эпоха «трех К»… Когда-то, его питомник «Yamagata Kagami Kensha» был кузницей чемпионов и производителей, достаточно сказать, что по количеству номинаций Meiyo Sho вряд ли, кто-нибудь, когда-либо приблизится к успеху г-на Кагами…
ЧАСТЬ 1
Консультант Токийского отделения AKIHO
Masami Kagami (鏡 雅水)
Предваряя свой рассказ, скажу - что еще со времен младшей школы я до безумия любил японских собак, и в этом моем увлечении мне помогал мой старший брат Yoshimi Kagami (鏡 善水).
Так случилось, что мой старший брат познакомился с господином Hajime Watanabe (渡辺 肇) и, в определенном смысле, был его учеником. В последствие, Hajime Watanabe стал начальником отдела судейства и по совместительству исполнительным директором NIPPO. Через год после окончания школы, по рекомендации господина Hajime Watanabe, я попал в питомник Tokyo Matsuda Kensha (束京松田犬舎).
Мое детство прошло в префектуре Ямагата. В моем родном доме, возможно, жила последний представитель породы Токоясу Кен (高安犬).
В 1955 году Yukio Togawa (戸川幸夫) написал «Повесть о Токоясу Кен» (高安犬物語) и был удостоен за нее премии Naoki (直木賞). Естественно, я тоже читал эту книгу с упоением. Это история о том, как Yukio Togawa, будучи юношей, попытался спасти от исчезновения японскую породу собак Токоясу Кен. История происходила в довоенное время в префектуре Ямагата. Вместе со своим знакомым, владельцем булочной, он попытался получить потомство от известной собаки по кличке Chin (チン), одного из последних представителей породы Токоясу Кен.
Даже сейчас, вспоминая о Токоясу Кен, которых жили у нас в доме в те времена, я испытываю гордость и понимаю, что это были прекрасные представители истинно японских собак.
Инструкции по кинологии я получал лично от Hajime Watanabe. Точнее, это можно назвать – я выпытывал у него советы, нежели он, старался меня чему-либо научить.
В своих судейских оценках Hajime Watanabe был человеком, писавшим достаточно прямо как о достоинствах, так и о недостатках. Подобно Tatsuo Nakajo (中城龍雄), жившем в тот же период, ему нравились собаки из линии Конго…Он был против инбридинга, и исповедовал «принцип постепенности», объясняя, что японские собаки изначально делятся на больших, средних и маленьких и эту систему ни в коем случае нельзя разрушать. Я помещаю сюда его текст его выступления с лекцией о японских собаках, опубликованной в журнале «Aiken No Tomo» (愛犬の友), о которой я могу сказать, что она является отправным пунктом его, а также и моей точки зрения.
Hajime Watanabe
Давайте взглянем на голову
Голову можно сравнить с прихожей в доме, исходя из впечатлений о голове, об её хороших и плохих сторонах, по большей части и выставляется оценка. В первую очередь решающими являются её очертания, проявляющиеся в выражении морды, благородство, характер и ум… Все это производит определенное впечатление.
Очертания морды
Для начала обратимся к очертаниям морды. На схеме 4 под пунктом 1 мы видим широкий плоский лоб. Нельзя, чтобы он был поднятым и высоким (так называемое «одэко», 林檎頭). Щеки (п.2) хорошо развиты. Это является особенностью японских собак. Таким образом, худые щеки не будут передавать характерную для Кисю Кен морду. «Стоп» (п.3) не должен быть слишком глубоким, однако слабовыраженный «стоп» - также не желателен. «Стоп» должен быть умерянным. Особенно нежелательным случаем является отсутствие «стопа».
Рот
Хорошо, когда рот сформирован умеренно, наряду с бороздкой. Переносица (п.4) должна быть прямой. Нельзя ни чтобы она приподнималась, ни чтобы там была впадина. Что касается кончика носа (п. 5), то у цветных собак он должен быть очень черным. Однако у белых собак, которые так часты среди Кисю Кен, нос может быть красным. Тем не менее, с точки зрения сохранения пигментации желателен либо коричневый, либо ещё более темный цвет.
Иными словами, даже когда я говорю «красный нос», такой цвет носа, какой бывает у свиней, нежелателен. Губы, под пунктом 6, сверху и снизу должны быть поджаты и образовывать, таким образом, одну линию, цвет их должен быть черным. Мясной цвет нежелателен.
Хорошими считаются губы, которые мягко начинаются от щек, и по мере продвижения вперед постепенно становятся более сжатыми, сохраняя округлость и плотность.
Что касается нижней челюсти, то тонкий подбородок не приветствуется.
На 6 фото кобель, на фото 7 – сука. Обе особи хороши - от очертания головы до строения рта, они совмещают в себе наиболее удачные качества.
При оценке японских собак, в первую очередь Кисю Кен, придают большое значение ушам, глазам и хвосту, что не наблюдается в случае с другими породами собак. Уши и глаза оказывают особенно большое влияние на оценку головы собаки. И если говорить о том, какими должны быть уши, то они должны иметь маленькую треугольную форму, быть достаточно направлены вперед и твердо стоять.
Когда я говорю «маленькие», то я имею в виду по сравнению с головой. Уши должны быть соответствующего размера. Излишне маленькие уши нежелательны, однако такое встречается редко. И наоборот, достаточно часто встречаются излишне большие уши, и если говорить о том, что является более нежелательным, большие или маленькие уши, то слишком большие уши вызывают большее неприятие.
Также, когда я говорю «треугольная форма», я не имею в виду равнобедренный треугольник. Внешний край ушей должен быть достаточно круглым, внутренний край прямым, кроме того, важно, чтобы основание уха было расположено между внутренней и внешней линиями. Если изгибы линии основания уха и внутренней линии уха направлены в разные стороны, то это называется «обратное ухо» и считается нежелательным. Кроме того, если основание уха не достаточно широкое, то уши производят впечатление узких и длинных. На схеме 6 представлено, как должны выглядеть уши.
Следующая схема – направленность ушей вперед. Правильность этого наклона определяет правильную форму ушей. Говорят, что есть если правильный наклон вперед, то уши уже не могут быть плохими. Схема 7 показывает, под каким углом должен быть этот наклон. Линии 8 и 9 должны пересекаться под углом 90 градусов, а 8 и 10 – под углом 60 градусов – это самый идеальный вариант. Тем не менее, существует более простая для понимания точка зрения: говорят, что хорошим наклоном получается, когда линия шеи (11), поддерживая естественное положение головы, плавно переходит в заднюю линию ушей (10).
На фото 8 – кобель, на фото 9 – сука. Это - Кисю Кен, и на этих фото представлено то, какой постановка и форма ушей должны быть.